Интересная тема, разделившая його-сообщество на две части: обязательно ли начинать и заканчивать практику с мантры? Назрело желание поделиться своей точкой зрения. Я ее никому не навязываю, никого не стремлюсь обидеть, и если ваше мнение расходится с моим, я уважительно отношусь к вашей позиции. Моя же точка зрения, как всегда, основана на собственном опыте.
Считается, что мантры очищают пространство, убирают негативные энергии, оказывают на тело и сознание определенные благостные вибрации, гармонизируют и т.д. Существует практика трансового пения мантр, когда запеваешь их до состояния измененного состояния сознания.
Во многих направлениях йоги (как например, в кундалини) мантра в начале и в конце занятия посвящена Гуру, от которого исходит традиция, и призвана не только выразить ему почтение, но и является символической просьбой о защите от травм и помощи в практике.
Так же некоторые искренне верят, что мантры могут сделать их здоровыми, красивыми, сильными, успешными и богатыми, некоторые ищут свою самую сильную мантру для этих целей.
Теперь что я думаю об этом обо всем по порядку.
1. Мантры очищают пространство, убирают негативные энергии и гармонизуют. Не знаю, возможно. У меня нет инструментов, чтобы подтвердить это утверждение или доказать обратное.
2. Мантры оказывают на тело и сознание определенные вибрации. Вот тут я согласна, но только в том случае, если это односложные мантры для чакр или АУМ. Мантры, состоящие из длинного текста, если и оказывают какое-то действие на организм, то оно не сильнее, чем обычная песня. В свое время я плотно практиковала пение мантры АУМ и мне сносило крышу не хуже, чем гамментхалеровское аджагари. Но чтобы получить такой эффект, мантра должна быть односложной: один выдох — один звук. Причем не просто звук, а глубокий, действительно пронизывающий все тело, заставляющий его ощутимо вибрировать. И это еще далеко не каждый сможет — нужно иметь поставленное дыхание и хорошо проработанные легкие. Если вы на выдохе произносите целую фразу, то такого эффекта, конечно, не будет. Длинные многосложные мантры я скорее отношу к индийскому фольклору, чем к духовной практике. Об этом я уже писала в этом посте про мантропение.
3. Трансовая практика пения мантр. Тут я всецело согласна — действительно, если долго повторять определенную фразу как заведенный, то крышу снесет. С одним только но — фраза может быть любая: хоть «Ом Мани Падме Хум», хоть «Тячэ вада ў ярок» (белорусская народная песня). Эффект идет не от произносимого текста, а от ритмично повторяющейся монотонной практики. Некоторые с этим не согласны, многие романтизируют санскрит и наделяют его волшебными свойствами. Я считаю, если уж на то пошло, что любой более-менее древний язык священен, намолен, пронизан смыслами и глубоким философским содержанием. Но спорить не буду, потому что доказать обратное не могу — вдруг и правда санскрит особенный?
4. Мантра как поклонение Гуру. Ну, тут на вкус и цвет фломастеры разные. Но уверена: любой Гуру, если при жизни спросить его будет ли он рад, если ему будут поклоняться, ответил бы, что нет. А если бы ответил что да, то я бы сильно засомневалась в его гурусти — чувство собственной важности еще никого не сделало просветленным.
5. Мантра как защита в практике. Многие поют мантру, чтобы подключиться к энергии Гуру, получить его помощь, защиту и ведение в практике (особенно это актуально для получивших посвящение). На эту тему буквально недавно произошла очень поучительная история. Год назад мы ездили на семинар к Рейнхарду Гамментхалеру. Его практика весьма крышесносибельная, основанная на гипоксии, не все выдерживают, некоторые падают в обморок. Кто-то тогда спросил Рейнхарда — не боится ли он, что кто-нибудь покалечится? На что учитель ответил, что мы же вначале занятия всегда поем мантру, она нас защищает и ничего страшного не произойдет. Неделю назад мы вновь были на семинаре Гамментхалера, но на этот раз он уже перподносил эту ситуацию иначе — просил учеников быть осторожными, выходить из практики, как только чувствуете, что находитесь на грани. В чем же причина того, что он перестал верить в силу мантры? Мы спросили его об этом, на что Рейнхард честно ответил, что в данный момент он ведет судебную тяжбу с девушкой, которая упав на его занятии, лишилась зуба и подала в суд. Т.е. мантра не помогла. Если уж она Гамментхалеру не помогла, являющемуся прямым учеником одного из самых значительных йогов Индии, то не знаю кому вообще может помочь такой метод.
На своих занятиях по йоге я мантры не даю (иногда, очень редко, предлагаю попеть Аум или мантры для чакр в качестве ознакомления). Потому что кроме трансовых духовных аспектов тут есть еще и аспект религиозный. Хотя все зависит, конечно, от отношения к вопросу самого практикующего. На занятия приходят люди разных вероисповеданий, в основном православные, а эта религия отрицательно относится к йоге вообще, а уж к мантрам и вовсе, думаю, не хорошо. Не считаю правильным закрывать возможность практиковать хотя бы физический аспект йоги для христиан. Он тоже многое дает. Более того, с него именно и начинается настоящая духовная практика. Пение мантр на занятии пугает новичков, создает у них подозрение, что это какая-то секта, тем самым закрывая им дорогу к йоге. А дорога к йоге должна быть открыта всем. Пройдет время, человек обретет доверие, и, возможно, сам сочтет пение мантр чем-то важным и полезным, уже без страха и предубеждений дополняя ими свою индивидуальную практику.
Понравился текст? Подпишись на обновления и поделись с другом:
Оля, Обожаю Ваш сайт, всё по делу и без излишеств. И понятно☝🙂, СПАСИБО!