Интересная тема, разделившая його-сообщество на две части: обязательно ли начинать и заканчивать практику с мантры? Назрело желание поделиться своей точкой зрения. Я ее никому не навязываю, никого не стремлюсь обидеть, и если ваше мнение расходится с моим, я уважительно отношусь к вашей позиции. Моя же точка зрения, как всегда, основана на собственном опыте.
![Мантра Ом Мани Падме Хум](/wp-content/uploads/2016/12/16665b4377b7f77d91413b40bf3643e1.jpg)
Мантра Ом Мани Падме Хум
Считается, что мантры очищают пространство, убирают негативные энергии, оказывают на тело и сознание определенные благостные вибрации, гармонизируют и т.д. Существует практика трансового пения мантр, когда запеваешь их до состояния измененного состояния сознания.
Во многих направлениях йоги (как например, в кундалини) мантра в начале и в конце занятия посвящена Гуру, от которого исходит традиция, и призвана не только выразить ему почтение, но и является символической просьбой о защите от травм и помощи в практике.
Так же некоторые искренне верят, что мантры могут сделать их здоровыми, красивыми, сильными, успешными и богатыми, некоторые ищут свою самую сильную мантру для этих целей.
Теперь что я думаю об этом обо всем по порядку.
1. Мантры очищают пространство, убирают негативные энергии и гармонизуют. Не знаю, возможно. У меня нет инструментов, чтобы подтвердить это утверждение или доказать обратное.
2. Мантры оказывают на тело и сознание определенные вибрации. Вот тут я согласна, но только в том случае, если это односложные мантры для чакр или АУМ. Мантры, состоящие из длинного текста, если и оказывают какое-то действие на организм, то оно не сильнее, чем обычная песня. В свое время я плотно практиковала пение мантры АУМ и мне сносило крышу не хуже, чем гамментхалеровское аджагари. Но чтобы получить такой эффект, мантра должна быть односложной: один выдох — один звук. Причем не просто звук, а глубокий, действительно пронизывающий все тело, заставляющий его ощутимо вибрировать. И это еще далеко не каждый сможет — нужно иметь поставленное дыхание и хорошо проработанные легкие. Если вы на выдохе произносите целую фразу, то такого эффекта, конечно, не будет. Длинные многосложные мантры я скорее отношу к индийскому фольклору, чем к духовной практике. Об этом я уже писала в этом посте про мантропение.
3. Трансовая практика пения мантр. Тут я всецело согласна — действительно, если долго повторять определенную фразу как заведенный, то крышу снесет. С одним только но — фраза может быть любая: хоть «Ом Мани Падме Хум», хоть «Тячэ вада ў ярок» (белорусская народная песня). Эффект идет не от произносимого текста, а от ритмично повторяющейся монотонной практики. Некоторые с этим не согласны, многие романтизируют санскрит и наделяют его волшебными свойствами. Я считаю, если уж на то пошло, что любой более-менее древний язык священен, намолен, пронизан смыслами и глубоким философским содержанием. Но спорить не буду, потому что доказать обратное не могу — вдруг и правда санскрит особенный?
4. Мантра как поклонение Гуру. Ну, тут на вкус и цвет фломастеры разные. Но уверена: любой Гуру, если при жизни спросить его будет ли он рад, если ему будут поклоняться, ответил бы, что нет. А если бы ответил что да, то я бы сильно засомневалась в его гурусти — чувство собственной важности еще никого не сделало просветленным.
5. Мантра как защита в практике. Многие поют мантру, чтобы подключиться к энергии Гуру, получить его помощь, защиту и ведение в практике (особенно это актуально для получивших посвящение). На эту тему буквально недавно произошла очень поучительная история. Год назад мы ездили на семинар к Рейнхарду Гамментхалеру. Его практика весьма крышесносибельная, основанная на гипоксии, не все выдерживают, некоторые падают в обморок. Кто-то тогда спросил Рейнхарда — не боится ли он, что кто-нибудь покалечится? На что учитель ответил, что мы же вначале занятия всегда поем мантру, она нас защищает и ничего страшного не произойдет. Неделю назад мы вновь были на семинаре Гамментхалера, но на этот раз он уже перподносил эту ситуацию иначе — просил учеников быть осторожными, выходить из практики, как только чувствуете, что находитесь на грани. В чем же причина того, что он перестал верить в силу мантры? Мы спросили его об этом, на что Рейнхард честно ответил, что в данный момент он ведет судебную тяжбу с девушкой, которая упав на его занятии, лишилась зуба и подала в суд. Т.е. мантра не помогла. Если уж она Гамментхалеру не помогла, являющемуся прямым учеником одного из самых значительных йогов Индии, то не знаю кому вообще может помочь такой метод.
![Мантра Ра ма да са](/wp-content/uploads/2016/12/ra-ma-da-sa.jpg)
Мантра Ра ма да са
На своих занятиях по йоге я мантры не даю (иногда, очень редко, предлагаю попеть Аум или мантры для чакр в качестве ознакомления). Потому что кроме трансовых духовных аспектов тут есть еще и аспект религиозный. Хотя все зависит, конечно, от отношения к вопросу самого практикующего. На занятия приходят люди разных вероисповеданий, в основном православные, а эта религия отрицательно относится к йоге вообще, а уж к мантрам и вовсе, думаю, не хорошо. Не считаю правильным закрывать возможность практиковать хотя бы физический аспект йоги для христиан. Он тоже многое дает. Более того, с него именно и начинается настоящая духовная практика. Пение мантр на занятии пугает новичков, создает у них подозрение, что это какая-то секта, тем самым закрывая им дорогу к йоге. А дорога к йоге должна быть открыта всем. Пройдет время, человек обретет доверие, и, возможно, сам сочтет пение мантр чем-то важным и полезным, уже без страха и предубеждений дополняя ими свою индивидуальную практику.
Понравился текст? Подпишись на обновления и поделись с другом:
Оля, Обожаю Ваш сайт, всё по делу и без излишеств. И понятно☝🙂, СПАСИБО!