Однажды со мной случилась странная история. Я находилась в процессе чтения трудов Карлоса Кастанеды, и как раз за несколько дней до описываемых событий, читала эпизод про улитку в книге «Второе внимание». История вызвала во мне очередной приступ размышлений на тему ахимсы и творения добрых дел.
А в тот день я шла по улице, и что бы вы подумали: увидела прямо на тротуаре, в оживленном центре города (это, кстати, было в Варшаве возле Золотых Террас), огромную улитку. Я тут же, автоматически, даже не задумываясь, подняла её и перенесла в клумбу за пределами тротуара. И уже в следующую секунду, конечно же!, вспомнила всю историю из книги. Цитата:
Дон Хуан уже ставил меня лицом к лицу с дилеммой, что я никоим образом не мог помогать своим близким существам. По его мнению, каждое наше усилие помочь фактически является произвольным актом, руководимым исключительно нашим своекорыстием.
Как-то в городе я поднял улитку, лежавшую посреди тротуара, и бережно положил её под какой-то виноградный куст. Я был уверен, что оставь я её на тротуаре, люди рано или поздно раздавили бы её. Я считал, что убрав её в безопасное место, спас её. Дон Хуан тут же показал мне, что это не так. Я не принял во внимание две важные возможности. Одна из них была такой: улитка избежала верной смерти на виноградных листьях от яда. А другая – улитка имела достаточно личной силы, чтобы пересечь тротуар. Своим вмешательством я не спас улитку, а только заставил её утратить то, чего она с таким трудом достигла. Когда я захотел положить улитку туда, где нашёл её, он не позволил мне и этого. Он сказал, что такова судьба улитки – что какой-то идиот пересечёт ей путь и прервёт её продвижение. Если я оставлю её там, где положил, она, быть может, будет в состоянии собрать достаточно личной силы и дойти туда, куда собиралась.
Я думал, что понял его мысль. Очевидно, тогда я лишь поверхностно согласился с ним. Самой трудной вещью на свете для меня было предоставить других самим себе.
©Карлос Кастанеда. Второе внимание
А теперь я хочу вернуться к этой притче. Получается, что бы мы ни предпринимали в жизни, мы не можем быть уверены в том, что наши действия повлекут за собой благоприятный исход ситуации, потому что мы не властны над временем и не видим все возможные варианты развития событий, и, главное, мы не можем даже видеть все нюансы той ситуации, в которую попали — нам открываются лишь некоторые факты, на основании которых мы делаем свое субъективное суждение. По большому счету, люди — как слепые котята, мы всегда видим лишь верхушку айсберга. Мы можем искренне сделать доброе дело — срезать эту верхушку, например, чтобы, как нам кажется, сделать океан теплее. Но мы не знаем что всплывет на поверхность, когда это сделаем.
Наверное, правильная стратегия, эта стратегия монаха из притчи — помогать лишь тогда, когда тебя действительно об этом просят.
Нет, правильная стратегия — не навредить.
Плмогать, когда попросят, это так же глупо, как помогать всегда ( тела свою гордость)
Осталось непонятным, какую же своекорыстную цель преследовал Кастанеда, когда спасал улитку. И почему, собственно, нельзя вернуть улитку назад, откуда взял (или даже сразу туда, куда она якобы собиралась). И разве не очевидно, что на тротуаре у улитки гораздо больше возможностей погибнуть, чем на клумбе?
Да, конечно, мы, люди, не можем даже видеть все нюансы той ситуации, в которую попали – нам открываются лишь некоторые факты, на основании которых мы делаем свое субъективное суждение. Ну так и что же: это повод вообще отказаться от каких-либо осмысленных действий и суждений и довериться слепой судьбе и личной силе? Материальный мир хаотичен — так давайте впустим хаос и в наш внутренний мир!
Впрочем, я догадываюсь, к чему клонил Дон Хуан — к социализму, стремительно развернувшемуся в 20-м веке во многих странах. Когда пролетариев «спасали» от нищеты часто против их воли и таким образом благими намерениями вымостили дорогу в ад.
Когда не просят, то действительно лучше не лезть. Тем не менее, есть и такие, которые при ходьбе метут перед собой веничком, чтобы не дай бог не раздавить живое существо и не испортить себе карму.
Своекорысная цель — это поддавшись жалости, потешить свое чувство собственной значимости от сделанного «доброго дела».
Обеспокоенность Дона Хуана судьбами пролетариев общеизвестна :), но скорей всего здесь имелось ввиду просто бережное отношение к окружающему миру, суть которого в том, что бы вмешиваться как в окружающую действительность, так и в судьбы других живых существ(и людей в том числе), как можно меньше и только в случае крайней необходимости.