Неделю назад вернулась из Минска с семинара по йоге с Виктором Бойко, который назывался «Медитативная практика асан» и был организован центром «Аури». Честно говоря, думала, что не буду ничего об этом писать. Но сегодня поняла, что всё-таки стоит, тем более, что это не кто-нибудь, а сам Бойко!
Виктор Бойко — это один из пионеров йоги ещё времен Советского Союза. Честно скажу, книг его я, к своему стыду, не читала, поэтому всё что здесь напишу — это выводы, сделанные именно на семинаре, в ходе живого общения. Возможно, я что-то не так поняла, услышала или запомнила.
Ранее мне случалось натыкаться на его форум в интернете, и сложилось впечатление, что люди, которые там общаются, на кого-то или на что-то очень обижены, и на этом форуме они нашли успокоение своей измученной душе, понося и критикуя всех и вся — эзотерику, новейшие направления йоги, известных практиков и т.д. На форуме они выплескивают свои чувства, обличая всех, кого считают «неправильными» и «плохими» и это, видимо, помогает им чувствовать себя хорошими.
Что ещё я откуда-то знала про Бойко, так это то, что он противопоставляет себя всем другим практикам, позиционируя свое понимание йоги как единственно верное, опирающееся на древние писания. Такая категоричность тоже не помешала мне принять решение об участии в семинаре — ну просто это ж сам Бойко, практик с невероятным стажем и почти легенда! Кроме того, я знала ещё, что он занимается йогатерапией, а это мне интересно. Мне всегда нравилась цитата то ли из его интервью, то ли из книги:
«Незачем скитаться по миру в поисках учителей, нужно распознавать качественную информацию вокруг, продуктивно мыслить и действовать. Через какое-то время занятий каждый сам поймет что есть йога и что можно от нее получить.»
Собственно, эта мысль очень совпадает с моей личной точкой зрения — я всегда считала и считаю, что учиться стоит в первую очередь просто у мира и у собственных ощущений в ходе практики. Не обязательно ехать в Индию, чтоб быть йогом. А может быть и бессмысленно, потому что практика йоги индуса не может быть идентична практике йоги европейца по весьма объективным причинам (например, таким). Достаточно иметь тело, душу и разум, чтоб практиковать и совершенствоваться в этом.
И вот я на семинаре. И почему-то Виктор Сергеевич как будто специально начинает с того, что подтверждает все мои самые негативные опасения — первые полчаса он излагает собственную, и надо признать, не самую радужную, картину мира. Но я всё же дотерпела до конца и полезную мысль для себя нашла. Точнее не мысль, а очередное подтверждение своих собственных открытий в практике, что всегда радует.
Насколько я поняла из семинара, подход Бойко к йогатерапии таков: расслабься, и тело всё само исправит в себе. Тут я полностью согласна, ибо именно так я и излечила свой хронический пиелонефрит с помощью йоги, при чем за одну ночь (подробнее об этом писала тут). Видимо, именно так и работает йогатерапия по методу Бойко. Из комплекса, который мы выполняли на занятии у Виктора Сергеевича, видно, что принципы физиологичности практики ему не интересны (шесть длинных Джану Сиршасан подряд во всех вариациях и ни одной компенсаторной асаны между ними — чуть разогнулась потом!) Так откуда же тут терапевтический эффект? Все очень просто — после практики асан была длинная йога-нидра. В процессе расслабления тело чинит всё, что вы поломали себе во время практики или до неё. Более того, если практика получается именно медитативной, то тело лечит себя уже в процессе асан, что в идеале и должно происходить. На семинаре у меня не получилось достичь этого состояния. И вообще, я могу пересчитать по пальцам случаи, когда я «улетала» в это состояние в ходе групповой практики, тогда как в процессе занятий дома, наедине с собой, оно достигается легко.Виктор Сергеевич очень долго пытался вытянуть из присутствующих откровения о том, что с ними происходит, когда они погружаются в медитативное состояние в процессе практики. Ага, щас. Кто ж расскажет такое после того, как эзотерика им же самим авторитетно и категорично названа слабоумием? Тем не менее, Бойко даже намекал на собственный внетелесный опыт, когда в ходе йогической практики он внезапно увидел панораму Неаполя с точки, с которой этот город никогда ранее не видел. Представляю как сложно, наверное, человеку, который начисто отрицает эзотерику, признаваться в таких вещах. Или может быть он просто считает, что ВТО — не эзотерика? Или у него есть какое-то научное объяснение этому феномену? Жаль, что не спросила — боялась, что если научного объяснения нет, то такой вопрос его явно расстроит. Как по мне, то подобные эффекты хороши во время медитаций, шавасан и йога-нидр, но никак не в ходе обычной практики асан. Которые тоже, конечно, следует практиковать медитативно, никто не спорит, иначе это уже не йога. Но улетать в Неаполь стоя на голове, всё же, наверное, не стоит. Я за управление сознанием во время практики асан, при чем точка концентрации для каждой асаны своя, это не обязательно межбровье или лицо. Так что тут моё понимание йоги не согласно с бойковским )))
Виктор Сергеевич приводил в пример историю, как к нему пришел больной мужчина, который первые несколько месяцев просто спал в йога-нидре, а практиковать асаны начал только тогда, когда он наконец достаточно отдохнул от жизненной гонки. В результате этот мужчина здоров и счастлив, что прекрасно, конечно же. Бойко утверждает, что жизнь большей части людей — это один сплошной напряг, гонка за деньгами, успехом и т.п. и поэтому люди болеют (особенно богатые — те вообще несчастны в своем комфорте и чем выше забор вокруг их виллы, тем они несчастнее). На мой взгляд, тут есть некий пробел в теории, из-за которого она становится узкой. Получается, что йога по Бойко подходит только тем, кто устал от жизни и действительно имеет проблемы из-за перенапряжения. Но есть люди, и их ничуть не меньше, которым наоборот, чтоб чувствовать себя хорошо, необходима постоянная движуха. И проблемы со здоровьем у них начинаются как раз в периоды эмоционального и физического застоя в жизни. Для тех, например, кто знаком с Системно-векторной психологией Бурлана, этот факт просто очевиден.
Ещё я убедилась в том, чего боялась — похоже, Виктор Сергеевич действительно думает, что люди (грубо говоря, все, кроме него, его учеников и Патанджали) не видят разницы между йогой и физкультурой. Кстати, я время от времени встречаю преподавателей йоги, которые тоже считают, что они чуть ли не единственные во всем свете, кто понимает что такое «настоящая» йога. Такие люди почему-то всегда агрессивны, и это неприятно. Мое восприятие вполне могло быть искажено всевозможными предварительными отзывами о Викторе Сергеевиче и впечатлением от его форума. Если у тебя, читатель, есть свое, отличное и более позитивное восприятие, буду рада отзывам!
Спасибо большое всей нашей дружной йогической компании — девчонкам и Диме Труханенко, который организовал поездку на этот семинар.
Меня на этом форуме как-то забанили было дело. Я б не ходил на этот семинар, это вы заморочились, Antarika.
наоборот, развеялась, новые эмоции всегда полезны. надо двигать точку сборки )))
Впервые фото автора поста. Раньше читала блог, и думала, что ты скрываешься. Обычно блогеры даже делают страничку «обо мне».
ну да, что-то меня потянуло выйти из сумрака )))
хотя, может завтра передумаю и удалю фото, со мной бывает )))
Мне с самого начала его подход пришелся не по душе, у каждого он свой подход. Вообще пришел к выводу что не важно сколько человек занимается, либо входишь в резонанс с человеком либо нет, у меня вот преподаватель 5 лет практики, а мне у нее лучше заниматься чем с теми кто 20 лет преподает)))
Да, согласна. И ещё внешняя форма не так важна, как ее превозносят. Важно понимание и принятие.
Это вполне объяснимо. Эб этом хорошо написал Ошо.
«Настоящий Мастер всегда будет выглядеть врагом, и это — критерий.
Фальшивый Мастер всегда поможет вам грезить, он никогда не нарушит вашего сна. Скорее наоборот, он даст вам успокоение, транквилизаторы, он успокоит, утешит вас. Его учение будет просто прекрасной колыбельной: он будет петь возле вас так, чтобы вы могли хорошо спать — вот и всё.
Настоящий Мастер опасен. Приближение к нему полно опасности. Вы двигаетесь на собственный страх и риск, ибо он не может позволить вам спать и не может помочь вам грезить, потому что тогда вся цель будет упущена. Он будет разрушать, а грёзы будут так близки вашему сердцу. Вы думаете, что ваши грёзы и есть ваше сердце, и когда грёзы разрушены, вы чувствуете, что ваше существо погибло. Это так, будто кто-то убивает вас.
Индуисты осознали это, потому что говорят, что настоящий Мастер подобен смерти. Когда вы идёте к Мастеру, вы идёте на смерть. Вам придётся умереть только потому, что пока вы не умрёте, вы не сможете возродиться.»
OSHO
Интересная концепция, но не в тему немного. Вы не поняли меня, Сергей. Ну ок, неважно.
Учитывая то, что сейчас очень многие преподаватели йоги сами ещё не начали ей заниматься по причине юности и гибкости, и даже книг по йоге не читали, зачем, если есть интернет с картинками, категоричность Бойко в этом вопросе не слишком и напрягает))), я занимался у него, и встреча с ним в своё время сильно продвинула меня в йоге. Особенно учитывая то, что его книга, созданная целым коллективом людей в теме — Йога: искусство коммуникации для русскоговорящего населения, на мой взгляд, бесценна.
Я не сомневаюсь в полезности этой книги, Сергей. И с уважением отношусь к Виктору Сергеевичу, хотя мы и разошлись в некоторых вопросах. Поверьте, я изучала йогу не по картинкам и не один год. И книг прочитано немало. Просто как-то так сложилось, что именно эту не прочла. Думаю, что в ближайшее время до неё доберусь всё же.
Практикую не первый год. Книгу ВБ читал. В своё время даже посещал занятия его последователей. Конечно что-то из этого для себя вынес. По поводу категоричности ВБ скажу так, в йоге, как и в жизни, есть место всему — и напряжению, и расслаблению, и эзотерике, и суровой реальности. Да и потом любой практикующий со временем находит свой индивидуальный путь. Нельзя только подражать, надо развиваться. Это можно сказать всем адептам великих гуру.
Очень мудрые слова. Спасибо, Алексей!
Скажите, какие древние писания он приводил — на которые он опирается. И можно прислать ссылку на форум — на почту
Да я тоже слышала от преподавателя одного, что правильно выполненная асана не требует компенсации, а все компенсации придумали для того. чтобы преподаватели могли нивелировать свою некомпетенцию, так же полностью согласна что застои к физике не имею никакого отношения, энергия прекрасно гуляет и без физической активности, активность энергетики возможно и без активности физики — причем более тонкая вообще не терпит грубости (т.е. она исчезает) … и да — тело лечит в расслаблении … да и асаны — их не было … )))
Так я с этим не спорю! Действительно, нужно стремиться к такому выполнению асаны, чтобы компенсация не требовалась. Но это именно цель, потолок. Но есть данность. У каждого свой уровень практики, своя гибкость тела, разная степень контроля над ощущениями, каждый по-разному договаривается со своим эго («а че-то сосед на коврике уже в шпагате а я еще нет, дай-как я чуть бедро разверну, чтоб все думали, что я тоже крутой»), ну и т.д. Всё это мешает этой иллюзии идеальности без компенсации. Если спуститься с небес на землю, то становится понятно, что отсутствие компенсации — это утопия иногда даже в личной практике опытного йогина (человеку свойственно ошибаться, и это нормально), НЕ ГОВОРЯ УЖЕ ПРО КОНТРОЛЬ НАД ПРАКТИКОЙ ГРУППЫ. У Бойко на том семинаре было человек 200. Думаю, хорошо, если 2-3 человека сделали все настолько идеально, что не нужна компенсация.
«все компенсации придумали для того. чтобы преподаватели могли нивелировать свою некомпетенцию»
А вот это похоже на преподавателя, который нивелирует своё незнание принципов компенсации (или свое нежелание брать на себя ответственность за ошибки учеников). И, поскольку развиваться в этом плане неохота, то дай-ка я скажу, что компенсация и не нужна, а кто считает, что нужна — непрофессиональный дурак. Вам не кажется? Типичный троллинг
Может вы уже поменяли вое мнение за 4 года или 5 лет)????
Я посещал занятия Бойко чуть больше года (пришлось прекратить по причине частых переездов), и, пожалуй, не вполне могу согласиться некоторыми вашими утверждениями. Например, с «Получается, что йога по Бойко подходит только тем, кто устал от жизни и действительно имеет проблемы из-за перенапряжения.» Это, конечно, не так, и сам В. Бойко отнюдь так не считает. Основное утверждение Бойко (насколько я его сумел понять) вполне соответствует вашему взгляду: расслабься и не мешай телу. Однако на занятия к нему ходят как и уставшие люди, так и те, кому, как вы пишете, не хватает движухи, и последним он даёт именно то, что им нужно.
Что касается практики асан, Бойко постоянно подчёркивает, что их надо выполнять так, чтобы «поза была удобной» на самой грани того, где может начаться дискомфорт. А дальше тело само со временем «стечёт» до своих физиологических пределов. Я был свидетелем нескольких случаев когда ему приходилось настойчиво исправлять слишком рьяных адептов, которые насильно гнулись «через не могу», рискуя наработать (и зарабатывая!) долго не проходящие травмы. В таких случаях он конечно рекомендовал и компенсационные асаны.
Вообще, как я уже сказал, на его занятиях каждый выполнял свой, рекомендованный им после вдумчивой беседы и время от времени корректируемый, набор асан. На семинаре из 200 незнакомых слушателей этого, конечно, не сделаешь.
Что касается его книги (которая «Искусство коммуникации») — очень рекомендую.
Спасибо большое за уточнение! Думаю, вам виднее, раз вы так долго у него занимались!
Здравствуйте, Антарика!
Фланируя по просторам Сети, наткнулся на Ваш комментарий к семинару Виктора Бойко в Минске (2014). Возможно это уже и не актуально (давно же дело было), но позволю себе остановиться на выдержке из текста, которая зацепила очевидным непониманием метода.
Вы пишите: «Из комплекса, который мы выполняли на занятии у Виктора Сергеевича, видно, что принципы физиологичности практики ему не интересны (шесть длинных Джану Сиршасан подряд во всех вариациях и ни одной компенсаторной асаны между ними — чуть разогнулась потом!) Так откуда же тут терапевтический эффект? Все очень просто — после практики асан была длинная йога-нидра. В процессе расслабления тело чинит всё, что вы поломали себе во время практики или до неё.»
То есть, если исходить из этой цитаты, по Вашему мнению, суть терапии состоит в том, чтобы сначала асаной «надругаться» над телом, а затем на контрасте нидрой его починить. Это и есть непонимание. На самом деле, то самое расслабление, которое «чинит» тело, должно иметь место не ПОСЛЕ, а ВО ВРЕМЯ практики. Бойко как раз об этом постоянно повторяет: асана выполняется без избыточного усилия, в доступном диапазоне подвижности, при отсутствии болезненных ощущений ( а в идеале – совсем без них) и с временем выдержки, в продолжении которой вы можете сохранять комфортность пребывания в асане. Как только расслабление в асане перестает вам удаваться, вы из асаны выходите (если практикуете в группе – не дожидаясь общей команды). В процессе последующей шавасаны вы просто «подчищаете» остаточные ощущения, сохранившиеся в теле после выхода из асаны. Повторю: расслабление именно во время исполнения асаны, поскольку ваше внимание, управляющее расслаблением, и есть основа практики – его фиксирование на области расслабления (то есть на ощущения) на фоне угасания мыслительного процесса (то самое пресловутое ЧВН) и есть основной смысл практики. Физическая неподвижность, отсутствие мышечного усилия и внимание, не окрашенное мыслью и не обремененное целеполаганиями (то есть — простое) — идеальные условия, когда организм может замкнуться сам на себя и самостоятельно, в автономном режиме, разобраться со своими проблемами. Это и есть оптимальные условия для йоготерапии.
Знаю Виктора Бойко уже 30 лет, почти столько же практикую под его чутким руководством и, несмотря на возможность знакомства с серьезными товарищами непосредственно в Индии, остаюсь его преданным последователем.
А Вам большое спасибо за это пространство для общения – открытое, многогранное и исключительно позитивное))
Уважаемый Владимир! Спасибо вам большое за такой вежливый и развернутый комментарий!
Более того, я с вами абсолютно согласна в том, что каждая асана, которую мы практикуем, если она выполняется верно, не должна требовать компенсации. Проблема в том, что это идеалистическое представление. Оно работает лишь для опытных, глубоко чувствующих свое тело, практиков.
В реальности же все не так радужно. Очень редко встречаются люди, которые все асаны выполняют должным образом. Для достижения этой цели существует, по моему представлению, два метода: 1 — отстройки и 2-тонкое чувствование своего тела.
Большинство практикующих делают множество ошибок в первом и слабо способны ко второму. Говорю это как преподаватель с 10-летним стажем.
Именно по этой причине при работе в группе (а тем более такой многочисленной, когда ты не можешь подойти и откорректировать каждого) необходима компенсация.