Если вам кажется, что йога — скучное, нудное и тоскливое занятие, значит вы не знаете как ее готовить! В смысле, что-то не так делаете. И сейчас я расскажу что именно.
Для начала разберемся с природой скуки. Вряд ли кто-то станет спорить, что скука — это когда вам нечем занять ум, и он вынужден бесцельно болтаться в поисках чего-нибудь интересненького. Согласны? В таком случае, из всей возможной физкультуры (если, допустим, поставить йогу в один ряд с другими видами физической нагрузки) йога — это самое занимательное занятие. Потому что лишь она подразумевает работу не только мышц, суставов и связок, но и ума.
Это и есть одно из самых главных отличий хатха-йоги от всевозможных видов фитнеса — здесь в дело вступает закон «где внимание — там и энергия». Если вы придете в спортзал и будете не просто поднимать штангу, а концентрироваться на тех мышцах, которые включены процесс, то эффект от ваших занятий усилится в несколько раз. Потому что вся энергия, которая есть в вашем распоряжении, последует за вниманием, т.е. будет сосредоточена в той зоне, с которой вы работаете, на которую направлен ваш ум. Если вы в этот момент будете думать о том, как прекрасна грудь у соседки по тренажеру, то ваша энергия будет растрачена попусту, а мышцы получат минимум. Если же ваш ум занят мыслями вроде «Ну когда же я доделаю этот длиннющий подход в 30 приседаний», то вы не только бездарно расходуете энергию, но еще и портите себе настроение, а вместе с ним и психику.
В йоге это правило сосредоточения мы применяем ко всем асанам, пранаямам, криям и вообще ко всей жизни. Собственно, целью йоги как раз и является непрекращающееся состояние Читта Вритти Ниродха (обузание бесконтрольного блуждания ума). И вот одним из методов его достижения как раз и является работа с сознанием в процессе практики хатха-йоги. Т.е. в каждой асане есть свое специальное «задание» для ума. И если вы не просто стоите в позе, а вам удается подключить осознанность, то скучно не может быть по определению!
Наоборот, такая практика весьма увлекательна, она влечет на собой состояние блаженства (или «потока»), в котором пропадает восприятие посторонних объектов, а есть лишь ваше сознание и объект концентрации. Это состояние называется Дхарана — концентрация на объекте (шестая ступень Аштанга-йоги).
Достичь его не так сложно, как кажется на первый взгляд. Наверняка, оно вам уже знакомо: вспомните ситуацию, когда вы были настолько поглощены каким-нибудь процессом (например, чтением интересной книги), что не слышали как вас окликают по имени.
В известном индуистском эпосе «Бхагавад-Гита» Кришна советует Арджуне: «Если не способен постичь Божественное, ищи его через практику концентрации в йоге».
Не-не-не. Как ты могла подумать? Йога — это радость и веселье, конечно.
Если не нравится, зачем занимаешься?
Нравится! Нравится состояние потока!
Странный получился диалог ))) Ок, успешной практики!
Простите, что влезаю, но. Но это все работает тогда, когда ты способен на эту осознанность. А когда ты только пытаешься ее достичь, практику сложно назвать веселой. Куда веселей считать подходы присядов.
Моя теория такова, что все могут ее достичь. Вопрос в методологии.
А я и во время асаны думаю «когда все это кончится? Сколько секунд еще? И настроение действительно портится»
Неправильный подход потому что. Надо быть в здесь и сейчас, а не в том моменте «когда это все закончится». Если и это состояние не доступно, думайте другую мысль «я еще секунду простоять могу?» ответ будет скорее всего «да», тогда в следующую секунду опять себя спрашивайте «еще секундочку?». Как только будет получен ответ «нет» — значит действительно пришло время выходить из асаны )))
Всё должно приносить удовольствие. Я, вот например, делаю первые робкие шаги в этом направлении. Мысленно уже давно созрел, с практикой пока мало преуспел. Поэтому важно, чтоб асана приносила хоть малость удовольствия-насиловать себя не стоит и тогда будет прогресс в этом деле. Спасибо вам за советы в блоге, очень интересно читать!
Успехов в практике!