Кроме того, ребенок разучился спать в отсутствии света – пришлось покупать ночник. Бабушка с дедушкой были против: «Подумай, что ты делаешь! Ты же слабака растишь! Сегодня он темноты боится, а завтра девочку защитить не сможет!» Конечно, не сможет – карате мы бросили ещё год назад: «Мамочка, давай больше не пойдем на тренировку – меня там бьют!» – умолял сын со слезами, и я, в конце концов, поддалась на уговоры и перевела сына в бассейн. К счастью, тренер по плаванию не дерется.
Откуда берутся зрительные страхи?
С началом изучения СВП мне многое в поведении сына стало понятно. Дело в том, что он является носителем зрительного вектора, который в неразвитом и фрустрированном состоянии проявляет себя в виде страхов. Зрение – это не только самый лучший инструмент для познания мира, но и единственный вектор, который наделяет нас способностью к ярким переживаниям и эмоциям. «Зрительники» – это единственные люди, кто по-настоящему способен любить и сострадать, кому чуждо насилие. Вот почему сыну невыносимы были занятия в секции каратэ. Для того, чтобы помочь вектору развиться, необходимо «раскачать» его в сторону любви и сопереживания. И помогает нам в этом прекрасное: театр, музыка, книги и хорошее кино. Для зрения любовь – это противоположная сторона страха.
До этого времени я несколько раз пыталась приобщить сына к искусству, но видимо было ещё рано: на концертах классической музыки он нетерпеливо ерзал и хотел домой, детские спектакли в драматическом и кукольном театрах были ему скучны – видимо, не вовлекали настолько, чтоб затронуть душу, а сюжеты были сто раз пройденными и избитыми. Мало того, в пять лет мы поступили в музыкальную школу в класс виолончели. Преподаватели очень хвалили и слух, и верную постановку пальцев – казалось бы бери и учись. Но нет – ребенок был настолько неусидчив и рассредоточен, настолько возненавидел игру по нотам, что измучил и меня и всю школу. Врачи ставили гиперактивность и советовали отложить на год поступление в школу.От ярких эмоций и сопереживаний я тщательно защищала сына – мне ведь самой так тяжело, когда герои хорошего фильма страдают! Зачем же заставлять ребенка мучиться?
На одной из лекций по системно-векторной психологии Юрий Бурлан объяснил нам, что для зрительных людей сострадание – и есть лучшее лекарство. Через эти эмоции мы как раз и наполняем свой вектор. И не нужно бояться “зрительных” слёз! Причем ни женщинам, ни мужчинам – ведь это именно тот случай, когда слёзы очищают душу! Правда, на тот момент я ещё толком не осознавала, что мой сын – зрительник.
Первая “раскачка”
Нам с бывшим мужем предложили сделать большой сольный концерт в театре. Конечно, сын был в зале. В последний раз на таком большом нашем «сольнике» он присутствовал лет в 5 или 6. После концерта он подошел к нам со слезами: «Вы так классно пели! И про пирата, и про яблоневый спас, и про скрипачку!» – мне пришлось успокаивать ребенка. Если честно, я не на шутку перепугалась – думала, сын ностальгирует по тем временам, когда мы жили полной семьей.
Каково же было моё удивление, когда тем же самым вечером, ложась спать, сын сказал мне: «Мама, выключи эту лампу, я буду спать без света». Вот тогда-то я и поняла, что ребенок мой ещё и зрительный вектор в себе носит, и что именно сегодня из чувства сострадания героям наших песен произошел мощный скачок в развитии ребенка, который помог ему избавиться от боязни темноты.
Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико – про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий.
Потрясающе трогательно! Как парадоксально, но как точно – слезы сопереживания, любовь ведут к уходу от страха.
Ага, помните, Юрий рассказывал про медсестер, которые из-под пуль и бомбежек раненых солдат вытаскивали? Вот это оно и есть – никакого пародокса.
Сам поражаюсь! Недавно смотрел фильм “the fall”, тоже так растрогался, а там еще история именно в тему сострадания зрительного вектора. Но вот трудно по-настоящему разрыдаться.. Видать в детстве сильно педалировалось “мужики не плачут” и т.п…
да, точно. если сейчас какой то трогательный момент – не даешь себе прослезиться, сдерживаешься. эхо из детства.
Да, очень трогательно.. и радостно за мальчика, что сумел таки выйти из страха, и прослезиться никто не мешал)
О, Олечка! Как я рада за вас! Я сама “раскачалась” и расплакалась, читая вместе с Аллочкой твою статью вслух! Скучиваем фильм про Хатико))
Люблю вас:)))
Уверена, что даже самая стойкая Аллочка проникнется )))
Боже мой, как хорошо! Спасибо большое за такую чудесную историю!!! Я теперь тоже перестала бояться своих слез, а отношусь к ним уважительно.
Мне, кстати, тоже удалось мужа убедить, что слезы – это ничего страшного. А то жаловался, что со мной кино смотреть невозможно.
есть такой фильм, французский вариант его с Пьером Ришаром и Жераром Депардье, что-то вроде про двух отцов одного сына… Ришар там такого зрительного играет.. предлагает всем поплакать иногда, это очень полезно, освобождаешься от камней на душе, и всего-всего :)
замечательные какие у вас результаты, спасибо, что поделились. у меня тоже зрительный ребенок, раньше много истерила, сейчас уделяем внимание эмоциональному наполнению – ттт, истерик уже давно нет )))
Ого! Это тоже невероятный результат. Поздравляю вас!
Хотел, хотя бы какое-нибудь замечание найти. Не сумел. Как с системной стороны, так и с качественной…
А вот меня поразило, что мальчик за один “сеанс” театро-терапии избавился от страха и перестал пользоваться ночной лампой.. Это так и было, или имеет место быть приукрашивание?..
Не думаю. Скорее всего, поход в театр был пиком, результатом изменившихся отношений с мамой, установлению более близкой эмоциональной связи.
Но лучше конечно, из первых уст услышать как было)
Выглядело это очень внезапно. Но думаю вы правы – просто весь предыдущий процесс был незаметным.
В том-то и дело что так и было. Я сама в шоке. Но возможно прав Андрей – ребенок уже сам внутренне дорос до этих перемен. А концерт был пиком.
Замечательная история! А главное, теория не осталась лишь теорией, а стала настоящей успешной практикой! Зрение – чувствительный сенсор, вот и детки наши с этим вектором очень чувствительные.
Такую теорию надо немедленно практиковать! Сколько пользы!
Да, какая же красивая сторона зрительного вектора в любви! А, какая нужная! Лишь сострадая в детстве ребенок строит себе такой уже положительный сценарий в будущее..
скоро он быть может будет петь вместе с Вами… я когда -то тоже увидела у брата страшную наклейку и потом этот образ меня преследовал… но потом все со временем прошло…
А вот интонировать у него не получается, несмотря на хороший “внутренний” слух, позволяющий играть на безладовых инструментах ((( Я даже кажется начинаю понимать когда мы “сломали” ребенка. Но подождем лекций по оральному вектору.
до пубертата еще можно восстановить и хорошо развить. удачи!
скоро он быть может будет петь вместе с Вами… я когда -то тоже увидела у брата страшную наклейку и потом этот образ меня преследовал… но потом все со временем прошло… зато я очень плакала от сказки про аленький цветочек
Я сама прослезилась, когда читала Ваш пост! Как жаль, когда родители не понимают, что нужно их малышу, хотя изо всех сил стараются дать ему всё самое лучшее, но не зная, что конкретно является “лучшим”.
Да, мне было очень сложно соответствовать надеждам своих “кожных” родителей – строгость, ограничения, не понимание зачем вообще это искусство кому-то надо. Было очень тяжело.
Вам салфеточку? Или плечо? :)
ага. как правило это “лучшее” у всех одинаково: учись хорошо и устроишься на хорошую работу. такие наставления да с самого детства.
а уж про развитие вообще молчу.
сегодня просто необходимо знать системно-векторную психологию, чтобы различать какой у тебя ребенок и как его ростить.
И меня ваша история расстрогала до слёз. Рада за Вас. Спасибо, что поделились.
такие механизмы я и у себя замечала раньше…до чертиков боялась темноты, пройтись ночью в темноте через комнату стоило невероятных усилий…это был настоящий страх, с потением ладошек, учащенным сердцебиением, я буквально чувствовала, как за моей спиной стоят привидения, домовые, маньяки из прошлых жизни, штук под сто, не меньше…опустить ногу в темноте с кровати.,тоже ужас..вдруг под кроватью кто-то и затащит тебя в черную дыру…ну бред полный…но зато, когда ухаживала за бабушкой больной, прикованной практически к постели,вставала за ночь и подходила к ней раза 3-4…я не боялась, в темноте нащупывая включатель, подходила, спокойно так же уходила, выключая свет….я не боялась, мне это нравилось! ухаживать за ней, помогать ей…почему я не связала этих два события не понимаю…это было ж очевидно…сейчас то я понимаю, что зрение мое так себя реализовывало, а раньше нет…
Ого! Вот и реализация вектора.
Здорово, Айгуль! когда начинаешь заботиться о нуждающемся, личные проблемы уходят на второй план, а вместе с ними и страхи. Как же это просто с одной стороны, но так непонятно с другой, без системно-векторной психологии..
Помню, когда свет выключался в комнате, я боялся высовывать ноги, руки за пределы кровати – казалось, что неведомая сила может их отрезать..оборвать..жутко в то время.. сворачивался калачиком и ждал рассвета – солнца))
была у меня еще Голубая книга сказок, раз десять прочел.)
ой, ну чего только не нафантазирует зрительный ребенок )) наверное только “повальное” увлечение книгами спасало меня от потенциальных ужасов из детства. А поводов уж было не мало, мои родители работали до поздна и очень часто я оставалась совсем одна в пустой квартире на долгое время. А еще у нас очень часто отключали электричество. Представляете, что значит полная темнота и пустая квартира для зрительного ребенка…!
Да для того, чтобы зрение вынесло себя наружу, то есть вынесло свой страх оно должно сопереживать… Сопереживание – это страх наружу, а не в себя, не вовнутрь…
Да, когда ухаживал за дедом, тоже такие ощущения были. Даже не смотря на то, что это было совсем недавно, т.е. не в детском возрасте, думаю это тоже немного ослабило мои страхи.
Отличная статья! для родителей зрительных детей будет в помощь понять..
В детстве меня очень напугал триллер один – человек из тьмы называется.. Такой нехороший фильм для зрительника, кто видел поймет, кто не видел – хорошо).
И в темноте, когда засыпал, все.. как будто этот человек подступал ко мне и страх…
Дальше даже описывать не хочу, как было все печально в развитии.. Вспоминая сейчас.. Именно тот период видится, как какой-то страшный сон…. Не знаю, каким чудом все прошло…
да большинство подобных фильмов основаны на этом: кто то появляется неожиданно из темноты.
тоже как посмотрю что-нибудь подобное – потом ночью образы в темноте грезятся. даже не будучи ребенком.
Жизненно и узнаваемо описано.
Сопереживательные книжки, сказки (без людоедства), фильмы, истории, фантазии – отличные инструменты для развития. Чуть позже театр и представления.
Наполнение вектора процесс постоянный, поэтому вполне возможно, что при каком то стрессе вновь понадобится ночник.
И кстати, есть еще ведь и наш фильм “Белый бим черное ухо”, но его, наверное, чуть попозже можно показать. Уж больно он сильно снят. Я доооолго был под впечатлением, ревел весь вечер.
Не, это только после пубертата. Разовьются ненужные нехватки – начнет собачку требовать купить! А животные зрительному ребенку такого возраста – может быть опасно для зрения. Лет после 16-ти, думаю.
Как часто видишь мужчин, которые стараются быть мужиками.. держа в ежовых рукавицах свою чувственность. Относясь к слезам как к проявлению слабости.. ни одной слезинки ни малейшей эмоции.. Это очень печально.. И как приятно наблюдать мужчин, способных на слезы сострадания, способных вынести наружу свои чувства. Это поистине великолепно. И очень здорово, что тренинг Юрия Бурлана дает возможность к осознанию этих вещей. Возможно, благодаря этому нам таки удастся, вырастить поколение настоящих зрительных мужчин..!
Статья супер! Практические результаты – это очень важно. Особенно когда речь идет о детях. Я знаю женщину, которая свою дочь с развитым зрительным вектором оберегала от всех проблем. Все вывозила на себе. Теперь жалуется, что дочь эгоистичная, черствая. И интересуется только собой. К тому же всего боится. Боится жить, лишний раз выходить на улицу. Боится влюбиться, чтобы потом не страдать. Боится, что она недостаточно красивая. Вот такой замкнутый круг страхов – зацикленность на себе. Нет привычки к состраданию. Так что, возможно, родители “зрительных детей” прочитают эту статью, и вовремя примут меры. Развитие, воспитание…Все должно быть вовремя.
Спасибо за наблюдения, всегда любопытно наблюдать самой и читать результаты о том, как теория работает, да еще как!
Да, очень важным, оказывается, таким детям давать возможность сопереживать, и то что это произошло именно на вашем концерте тоже важно, не просто какой-то спектакль или концерт(не цепляет), а именно что, что поют родители – зацепило и дало возможность включить сопереживание.
Согласна. И ещё наверное причина в том, что он созрел. Ведь бывал же на наших концертах и в более маленьком возрасте.
Невозможно переоценить важность зания о своем ребенке, полученного в нужное время, когда не все еще упущено…
Ещё бы! Я всё время об этом думаю.
Очень трогательная история. Мне кажется, что большинство страхов устраняется или уменьшается за счёт перевода внимания на внешнее с внутреннего.
Как это прекрасно, осознавать, что твой ребенок развивается в нужном направлении. Вывести эмоции из страха в любовь это самое лучшее, что можно пожелать зрительному ребенку. Я вас искренне поздравляю! У меня зрительная дочь 10 лет, и пока еще большое место в эмоциях составляют истерики, к моему большому сожалению, хотя испробованы многие фильмы, в том числе и Хатико, и белый Бим, и книги…, не могу пока найти нужный ключик, но самое важное, что благодаря СВП, я знаю, где искать… и вот совсем недавно благодатные зрительные слезы пролились над музыкой Абель Корженевски, маленькая такая, но победа, маленький, но шаг вперед к сопереживанию…
Рада за вас! Думаю, вам остался маленький шажок.
Потрясающие результаты! Побольше бы таких знаний, как у Вас, скольких детишек можно было бы спасти от “диагнозов”, страхов, депрессий, заикания и прочего… Спасибо за то, что в Вашей жизни работает это знание. Да и не может не работать!..
Очень тронула Ваша история.
Я тоже всегда плачу, когда смотрю трогательные фильмы, или в новостях печальный сюжет.
Мне трудно понять вот что: где найти грань между состраданием и страхом за героев фильма? Если в фильме кого-то сьели или убили, то как это повлияет на ребенка?
Есть такой фильм – заплати вперед. Там мальчика в конце убивают. Я реву как ненормальная. Вот стоит ли такой фильм ребенку смотреть?
Очень интересный и естественный пример борьбы со зрительными страхами и развития вектора!
как интересно, а в каком возрасте уже можно определить вектор у ребенка, чтобы правильно ориентировать его?