О чем поёт деревня

О чем поет деревня

О чем поет деревня


Наблюдала вчера странную вещь. Возможно, что мои размышления вызовут неоднозначную реакцию у ученых-фольклористов, но ситуация настолько закономерна с точки зрения системной, что я не могу удержаться, чтоб не написать эту статью.
Вчера был День открытых дверей на агроусадьбах Беларуси. Это значит, что на всех усадьбах происходили всевозможные развлекательные мероприятия для привлечения потенциальных отдыхающих. Вот мы и поехали на одну из них, чтоб оценить подходит ли такой вид отдыха для нас.

Хозяин придумал для гостей конные прогулки, вкусные угощения, которые готовились прямо во дворе на мангале, затопил баньку на берегу Днепра, и пригласил местный народный ансамбль. Ансамбль состоял преимущественно из мышечных женщин лет пятидесяти и одной молоденькой зрительно-мышечной девушки. Аккомпанировал им на баяне жилистый очень подвижный мужичок. Фотография:

Белорусская хлебосольная песня

Белорусская хлебосольная песня

Честно говоря, я не поклонник фольклора, поэтому особенно их не слушала. Но когда до меня дошло, что вот уже четвертая или пятая песня пошла на гастрономическую тематику, я насторожилась. Очень жаль, что не записала ни строчки их предыдущих песен, и мой «улов» состоит всего из двух припевов. Первый, естественно, про картошку – у нас в Беларуси это основа национальной кухни:

Бульба сёння, бульба ўчора,
А без бульбы просто гора.
Не худзею, не таўсцею,
Можа i разбагацею.

Следующая песня была про затирку (на момент её исполнения я не знала что это за блюдо такое, но в тексте песни содержался практически весь рецепт – я поняла, что готовить это надо из муки, добавлять яйцо, молоко и масло). Припев был такой:

Каб быць здаровым i не сумаваць,
Трэба талерку зацiркi з’ядаць.

Ещё в песне красной нитью проходила мысль о том, что затирка вкуснее, если употреблять её коллективно. Вот оно, безыскусное мышечное счастье! В принципе, если мышечник нормально поспал и плотно покушал – он уже счастлив. Помните, как в мультфильме про Дюймовочку? «Ну вот, поели, теперь можно и поспать. Ну вот, поспали – теперь можно и поесть». Ну, есть ещё одно, высшее удовольствие – мышцы поразмять. Косой помахать, в поле поработать, покопать траншею какую-нибудь «отсюда до обеда».

Мышечники отлично ладят с животными

Мышечники отлично ладят с животными

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, главная функция мышечного вектора – это обеспечение основных потребностей организма: есть, пить, дышать, спать. Причем не только своего, но и коллективного. С дыханием всё просто – на природе легко дышится. Со сном тоже проблем нет – деревня живет по расписанию. Когда мы в десятом часу вечера ехали домой, все окна уже были погашены, и только редкие пьяненькие мужичонки нетвёрдым шагом добирались до хаты. В четыре утра деревня проснётся, и начнутся её обычные заботы – корову подоить, свиней покормить, курам зерна насыпать. Спят мышечники крепким богатырским сном, легко просыпаются отдохнувшими и набравшимися сил.

А вот поесть – это более изощренная проблема. Чтобы не голодать зимой, приходится тяжело работать всё лето. А ведь сегодня функция деревни ещё шире – по сути, она кормит город! В общем, еда – основная проблема у мышечного человека без примеси других векторов. Поэтому вполне логично выглядит ситуация, когда большинство деревенских песен – это как раз музыкальные произведения гастрономической тематики. Конечно, есть ещё момент создания семьи, продолжения рода, казалось бы, этот инстинкт должен быть сильнее отражен в песенном творчестве. Но он, пожалуй, проще. Родить дело не хитрое – главное вырастить, выкормить! Сексуальное влечение у мышечника, как правило, спит, если его не разжигать – противоположный пол трепета доставляет не много – пока мамка с папкой невесту не найдут, в принципе, не сильно и чешется.

Но конечно, это тоже выражается в народных песнях. И как подтверждение моим мыслям, в конце первого отделения на сцену вышла самая молодая солистка ансамбля, скромная девушка, с таким кротким смущенным взглядом, что будь я мужчиной, сердце бы моё растаяло. Она резко отличалась от своих более зрелых коллег по творчеству. Если те не пели, а практически орали, то у девушки голос был тихий, нежный, и пела она о любви, о том, как тоскует о каком-то пареньке. Вот она и на репетиции тоскует:

Белорусская девушка тоскует о любимом

Белорусская девушка тоскует о любимом

Однако во всей этой стройной картине меня смущало одно – почему тогда все народные песни, которые исполняются по телевизору известными народными коллективами, а так же адаптируются под эстраду звездами поп-музыки, сплошь и рядом про любовь? Ну, буквально все! Ответ пришел практически сразу. Вот смотрите как это происходит: разве возьмёт, например, кожно-зрительная Кристина Орбакайте к себе в репертуар песню про затирку? Конечно, если нужно будет ей спеть народную песню, она перероет все фольклорные сборники и найдёт те строчки, которые ей по душе: «Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня». Все певицы и эстрадные коллективы в стиле гламурного фолка, вроде ансамбля Надежды Бабкиной – тоже всегда со зрением вверху. В телевизоре в принципе не может оказаться человек без зрительного вектора. Да и режиссер передач из репертуара даже самого что ни на есть настоящего народного коллектива, скорее отберет для эфира более романтичную мелодию, чем песню про бульбу.

Ансамбль Харошки - фото с сайта Национального художественного музея

Ансамбль Харошки - фото с сайта Национального художественного музея

Хорошо, есть ещё и специальные ученые-фольклористы. Что они думают на этот счет? Не знаю, надо посмотреть и проанализировать какие-нибудь сборники фольклорных песен. Но скорее всего и там не будет реальной картины. Историк-фольклорист – по определению анальный с интеллектуальным верхом. Причем именно зрительным верхом, экстравертным – ему же надо много общаться с незнакомыми людьми. Вот и получается опять всё тот же романтический сценарий, а реальной картины не получается.

Конечно, всё что я здесь описала – всего лишь предположение. Чтобы сделать точные выводы, необходимо примерить на себя роль фольклориста – взять диктофон и отправиться по деревням к бабушкам на завалинке. И записывать за ними не те песни, которые нравятся мне в силу моего векторального набора, а все подряд, ничего не выкидывая. Только так можно будет точно сказать действительно ли большинство из них о еде, или это просто мне такой специфический коллектив попался.

UPD:
Не успела написать эту статью, как моё предположение подтвердили знаменитые “Бурановские бабушки”. На выступлении в конкурсе “Евровидение-2012″ они пели песню на удмурдском языке. К сожалению, я не понимаю этого наречия и не знаю о чем песня, но на заднем плане дымилась печь и их номер начинался с того, что две бабуси ставили в печку плюшки. В конце песни они доставали якобы готовую сдобу. Комментатор на белорусском канале сказал, что по залу распространили запах свежих булочек. А ещё комментатор рассказал, что в Баку коллектив поселили на вилле какого-то миллиардера, приставили к ним врача и шеф-повара. Правда, повар остался без дела – бабушки из Бураново предпочитают готовить себе сами. А вот видео их выступления:

Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

24 Responses to О чем поёт деревня

  1. Елена Сенькевич says:

    Счастливые люди! Себе б так – затирки з’еу и вот оно, удовлетворение!)))) Подозреваю, что все действительно так, как ты описала и подобная тематика свойственна не только этому коллективу. Как системно!)))

    • antarika says:

      А меня наоборот, едой не очень-то удовлетворишь. Хотя, когда действительно что-то вкусное и необычное – конечно, приятно. Только немного, а то потом тяжесть в желудке, в результате чего организм обездвиживается и тяготеет к дивану. Что чревато потом изнурительными физическими тренировками, направленными на сжигание лишних кило.

  2. Наталья Аверина says:

    То, что народные песни о еде – это вполне естественно, ибо все отношения между людьми в начале эволюции строились именно на пище. Это было главное природное управление жизнью человека. Затем, когда появился зрительный вектор, а вместе с ним начала возводиться культурная надстройка, запели и о любви. Для мышечников поесть и по сей день – одна из основных потребностей, об этом и поют.

  3. Vera says:

    Спасибо за статью очень интересные наблюдения. Еще одна тема народных песен – работа. Песни же пелись в основном во время работы. Я думаю, есть много песен под наиболее важные моменты жизни: поглощение еды, работа, продолжение жизни. Также есть колыбельные и любовные. Далее идут уже ритуальные песни – на похороны и рождение, на свадьбу. Вообще все песни пошли из ритуальных .

    • antarika says:

      Кстати, да, должно быть много песен таких. Видимо, я просто попала на концерт в праздник, когда про работу петь было не актуально.

  4. Кудрявцева Анна says:

    Любопытное наблюдение! Так вот почему я до определенного времени не могла понять народные песни: что это? как об этом можно петь? Мышечности я у себя, увы, так и не нашла.

    • antarika says:

      А мне просто не близка эта субкультура. На счет мышечности до сих пор сомневаюсь.

  5. Ольга Князева says:

    Мои предки по отцовской линии были переселенцами из Беларуси. Так что песенки мне знакомы с детства про бульбочку, да про порсючка под лаукой.
    А затирка – вкуснятина. Делается тесто из яйца, муки – затирается, потом в молоке варится. Что-то типа молочного супа получается. Соль, сахар, масло по вкусу.

  6. Наталия Баранова says:

    Спасибо, интересное наблюдение. Да, пожалуй, тут больше никак не проверить, только если самой на разведку по деревням отправляться)

  7. Natalie says:

    Запах булочек всех и убедил проголосовать :) Шутка. Песни – это очень важно для связи поколений, особенно народные. Заметьте, как дети реагируют на фольклор! Самые маленькие! :))

    • antarika says:

      Хм… не знаю. Мой – никак не реагировал. Жаль, что бабушки только 2-е место заняли.

  8. Елена (allena-ua) says:

    Как живо написано, даже самой захотелось на природу! Вот она – свп в жизни!
    А вообще, очень сильная статья ,с точки зрения журналистики. зацепляет вначале и не отпускает до конца. А ещё динамичные фотографии – такие всегда залог успеха. Профессионально.

    • antarika says:

      Спасибо, неожиданно. Не претендую на журналистский профессионализм, но приятно.

  9. laptop servisi says:

    В принципе фольклорные песни взяты из жизни. У нас например восхваляются в фолке храбрость , верность , самоотверженность. Да и потом у нас в стране любят проводить конкурсы на лучшее исполнение народных песен.

    • antarika says:

      Так конечно из жизни – у кого что болит.
      Назовите, плиз, белорусскую народную песню про храбрость, верность, самоотверженность. Ну или русскую хотя бы. Ни одна на ум не идет. Казачьи – да. Но это другая песня и другой народ.

  10. laptop servisi says:

    :))), я писала про свой фольк турецкий.

  11. Pingback: Видео ролики онлайн

  12. ольга чугурян says:

    Классные бабульки. Какое ж они место заняли? И пост отличный, аппетиту среди ночи нагнал)))
    Думаю, что вы вполне можете быть правы и в народном творчестве многое о еде, ведь чтобы что-то исследовать с помощью системно-векторной психологии не обязательно с этим реально соприкасаться, вектора и так все расскажут)))

    • antarika says:

      Бабушки заняли второе место. А что касается исследования, я по-анальному к этому отношусь, мне нужно научное подтверждение. Так что пока считаю это наблюдение просто поводом для гипотезы.

  13. seo ekibi says:

    haloo, Ааа, ну это может быть, конечно. Турки совсем другие )))

Ответить на Ольга Князева Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>